Храм Преображения Господня на Песках - Празднование 1030-летия Крещения Руси
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Празднование 1030-летия Крещения Руси

29 Июль 2018

28 июля  - день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира ознаменован также празднованием дня  Крещения Руси.  В нынешнем году отмечается 1030 - летняя годовщина  этого  судьбоносного для всей Руси события, когда исторический выбор святого князя Владимира предопределил вектор развития нашего Отечества. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года, в память о Крещении Руси постановил  в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси».

         В этот знаменательный день во всех  епархиях Русской Православной Церкви прошли  торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси. Во всех митрополиях и епархиях были совершены праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты и выставки, посвященные этому великому событию.

         Накануне, в Киеве Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке, а затем возглавил многотысячный крестный ход, в котором участвовали более 250 000 человек,  в Киево-Печерскую Лавру.

         С особой торжественностью празднование 1030-летия Крещения Руси было совершено в нашем Первопрестольном граде.  Для участия в торжествах в Москву прибыли Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор ΙΙ и делегации Поместных Православных Церквей.

         Торжества в российской столице начались с Божественной литургии на Соборной площади Кремля, которую совершили Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с сонмом архипастырей и пастырей. На Соборной площади были установлены икона и ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, принесенный из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. За Литургией исполнялись праздничные антифоны Дня Крещения Руси, написанные в 1988 году к 1000-летию этого исторического события. По малом входе прозвучали тропари Живоначальной Троице, Всем святым, в земле Русской просиявшим, Крещения Руси, святому равноапостольному великому князю Владимиру. На сугубой ектении были вознесены особые прошения и особая молитва, составленные к 1030-летию Крещения Руси.

         Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси, которое в этот день было также зачитано во всех храмах Русской Православной Церкви:

Благословен Господь Иисус Христос,

Иже возлюби новыя люди, Русскую землю

и просвети ю крещением святым.

(Повесть временных лет)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

         Ныне вся Полнота Церкви нашей чествует святого равноапостольного великого князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами сего богоизбранного и сильного духом мужа свершилось поворотное событие в истории славянских народов. Всеблагим действием Духа Святого князь обратился от языческих заблуждений, уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв вместе со своими соратниками святое Крещение, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

         Почему мы называем событие Крещения Руси поворотным для истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от хождения во мраке ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасению.

         Человеколюбивый и Щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать к Православной Церкви, составлять Единое Тело Христово и приобщаться к неисчерпаемому Источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19-20).

         Мы совсем немного знаем о жизни Руси до Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, с другой — отважных и щедрых. Соблюдая законы кровной мести, славяне вместе с тем отличались особым гостеприимством и широтой души. Во времена же походов мирный славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость не знала пределов, и ради богатой добычи он был готов на все.

         Славянский мир стоял как бы на перепутье между добром и злом, являя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Требовался решительный и твердый шаг, чтобы сделать, наконец, этот судьбоносный выбор. И сей выбор делает святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни предков трудами великого князя, преобразила народ наш, воспитала в нем дух самоотвержения и кротости, жертвенности и терпения.

         На протяжении веков, последовавших за крещением в благословенных водах Днепра, Русь старалась созидать свое бытие на основании высоких христианских идеалов и верности Евангелию, стремилась устроять свою жизнь тем, что мыслитель Иван Ильин называл «целованием Креста», то есть горячей любовью ко Господу и благоговением пред совершенной Им Искупительной Жертвой. Невзирая на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, уклонения и даже падения, главным для нашего народа неизменно оставалось служение Божественной правде и стояние в истине.

         Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

         Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навсегда отдал свое сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9:55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).

         Искание истины Христовой и стояние за нее — вот главный завет святого князя Владимира народам Святой Руси — наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов — связаны с познанием этой истины. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, оно и объединяет всех нас, дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая любые невзгоды, бедствия и рознь.

         И сейчас в братской нам Украине, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси, стихии мира сего восстают на Церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой Церкви. Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде.

         Единеми усты и единым сердцем прославляя Создателя за Его неизреченную милость к нам, будем же достойными сей обильно изливаемой любви Божией и того великого духовного приношения, которое сделал равноапостольный князь Владимир своему народу.

         Молитвами сего дивного угодника Господня да благословит Небесный Владыка страны исторической Руси миром, да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно сохраняющих  верность канонической Церкви — и дарует Свою неоскудевающую помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преобразуясь обновлением ума нашего (Рим. 12: 2), совершали свое служение Богу и людям, свидетельствуя о немеркнущей красоте и созидающей силе веры Христовой.

         По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора и всех собравшихся в этот день на Соборной площади Московского Кремля верующих:

«Ваше Блаженство, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

         Сегодня совершенно особый день для всего нашего православного народа, предки которого приняли Крещение в Киевской купели. 1030 лет истории, которая исполнена была радостями и скорбями, победами и поражениями, но, несмотря на тяжелейший исторический путь, народ наш сохранил веру свою, свою национальную идентичность, сохранил свою культуру. И не просто сохранил, но многократно усилил.

         И сегодня Русь, русская культура... Когда говорю «русская», имею в виду и Украину, и Беларусь, и Россию, потому что все это и есть Святая Русь, и народ наш византийцы во времена святого князя Владимира называли «россами» — русскими. В этом смысле мы употребляем это слово. И потому хотел бы сказать, что сегодня эта наша общая культура и наша вера являются не только решающим фактором в сохранении нашей национальной духовной подлинности, но и фактором, обеспечивающим влияние народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, на весь мир.

         Мы радуемся тому, что сегодня Божественную литургию вместе с нами совершил Святейший Блаженнейший Патриарх и Папа Александрийский и всей Африки. Александрийская кафедра — вторая по чести среди всех Патриарших кафедр. И мы особо сердечно приветствуем Вас, Ваше Блаженство, потому что Вы говорите по-русски, понимаете по-русски, любите Русь Святую, потому что прожили в Одессе многие годы как представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, а именно в Одессе было это историческое Представительство Александрийской Церкви. И я радуюсь, что именно Вы сегодня вместе со своим московским собратом, с сонмом духовенства и верующего народа в самом сердце страны нашей, здесь, на Соборной площади в Кремле совершили Божественную литургию. Я сердечно Вас приветствую.

         Мы знаем о Ваших замечательных миссионерских трудах по просвещению светом Христовым истины народов Африки. Мы знаем о Вашей любви к Отечеству нашему и к Русской Церкви, и потому сегодня с особым чувством возносили молитвы о Вас и о Церкви Александрийской, чтобы Господь даровал Вам силы достойно совершать свое высокое служение. Еще раз сердечно благодарю Вас за это историческое событие — нашу совместную Божественную литургию в Кремле, на площади в день памяти 1030-летия Крещения Руси.

         Молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира да хранит Господь Русь Святую, все земли и народы, связанные единой Киевской купелью Крещения, Отечество наше и Церковь нашу в мире, единстве, благоденствии и духовной силе. С праздником всех вас поздравляю!»

         Затем состоялся крестный ход через Боровицкие ворота Кремля к памятнику святому равноапостольному великому князю Владимиру. В котором помимо духовенства принял участие президент  Российской Федерации В.В. Путин. По завершении крестного хода Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей возглавили молебное пение святому равноапостольному князю Владимиру у памятника крестителю Руси.

 

         После торжественного молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся у памятника с Первосвятительским словом:

         «Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вспомнить о событии более чем 1000-летней давности, о событии, которое предопределило дальнейший ход истории славянских народов. Сегодня мы чествуем и самого виновника торжества — равноапостольного князя Владимира, мировоззренческий выбор которого навсегда изменил облик не только славянской, но и всей христианской цивилизации. Читая и перечитывая житие святого князя, не перестаешь удивляться тому, сколь премудрыми были пути Бога, приведшие его ко спасению. Что бы мы сказали о человеке, который отбирает у старшего брата невесту, коварно убивает его и родственников девушки, а затем насильно берет ее в жены? Что бы мы сказали о том, кто, быв побежден похотью, приводит к себе замужних женщин и растлевает девиц? Наконец, что бы мы сказали о правителе, который ради успеха в сражении приказывает повсеместно приносить человеческие жертвы деревянным истуканам? Именно таким человеком был князь Владимир до своего крещения. И, вполне осознавая это, мы лучше начинаем понимать, как глубока и удивительна была происшедшая с ним впоследствии перемена. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. Мы читаем «Повесть временных лет» и словно не узнаем прежнего человека.

         Что же случилось? В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, безусловно произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Историки ищут политические подтексты в решении князя, которые он, будучи дальновидным государственным мужем, вероятно, не мог не учитывать. Но главное все же не это. Главное — это осознанный выбор Христа. Сердце князя откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию, он на себе захотел испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

         Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, как он ее познал, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Евангельской истины. Так начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей равноапостольный князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Феодора и его сына. Начинают открываться первые школы, где молодые люди обучаются грамоте.

         Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Как сегодня уже было сказано в Послании Священного Синода, прозвучавшем за Литургией, религиозный выбор стал выбором образа жизни и стиля культуры. Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего человека. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости — вот наши национальные ценности и национальные идеалы. Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира. Мы подарили человечеству не только такие шедевры церковного искусства, как творения Рублева и Дионисия, замечательные архитектурные ансамбли храмов и монастырей, но и гениальные произведения Достоевского и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, Репина и Васнецова, Бердяева и Лосского. Христианскую цивилизацию невозможно сегодня представить без русского Православия, границы которого — от края до края земли. Наша Церковь взрастила выдающихся святых и подвижников духа — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Симеона и Евфросинию Полоцких и многих-многих других, чьи имена не счесть.

         Сегодня день Крещения отмечают и в Москве, и в Киеве, и в Минске, и в других городах. Миллионы людей возносят свои молитвы равноапостольному князю о благополучии и мире в странах исторической Руси, и в этой общей молитве забываются взаимные обиды, споры и разделения. Этой молитвой укрепляются прочные духовные связи, существующие между нашими народами. Эти связи не зависят от национальной принадлежности, от особенностей культуры или от изменяющихся государственных границ. Мы знаем, что и в прежние времена, и сегодня это вызывает раздражение у тех, кто хотел бы видеть мировой ландшафт идеально постриженным газоном. Но там, где газон, не могут свободно развиваться растения. Как об этом замечательно сказал Николай Александрович Бердяев, на газоне нет свободы, но свобода там, где каждое растение развивается в меру своих сил.

         А мы, вдохновляемые и ободряемые примером жизни святого Крестителя Руси, призваны подражать его стремлению к единству и согласию. Жизнь по стихиям мира сего легка и удобна. Гораздо сложнее найти в себе силу уклониться от зла, противостоять греху, сдерживать гнев, прощать обиды. Поступая так, мы будем убедительно и зримо свидетельствовать о том, что являемся настоящими учениками Господа Иисуса, достойными преемниками и продолжателями подвига святого князя Владимира, наследие которого живо и действенно по сей день. По молитвам равноапостольного князя Владимира да ниспошлет милостивый Бог народам исторической Руси благополучие, укрепит в вере, наставит на путь правды, обновит силы, чтобы и дальше победно следовать за Христом Спасителем.

 

         Сегодня, вспоминая великого князя Владимира, мы одновременно вспоминаем и молимся о нашем Президенте Владимире Владимировиче Путине, который носит имя этого князя. Думаю, случайностей не бывает, особенно когда речь идет о людях, деятельность которых действительно меняет мир. Я хотел бы от лица Русской Православной Церкви сердечно поздравить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с днем Вашего тезоименитства, пожелать помощи Божией в Ваших трудах, крепости духовных и физических сил. А самое главное, чтобы Вы могли утешаться не только в молитве, в общении с близкими людьми, но и видя плоды своих трудов; и да хранит Вас Господь».

 

         Участников торжеств также приветствовал Президент России В.В. Путин. «Крещение Руси — это ключевой, поворотный этап нашей истории, событие цивилизационного масштаба и преображающей духовной силы. Оно определило дальнейший многовековой путь России, оказало влияние на все мировое развитие … Это величайшее духовное наследие неподвластно времени. Наш священный долг — сохранять и приумножать его для будущих поколений», — сказал, в частности, глава Государства.

         Затем у памятника князю Владимиру состоялся праздник православного хорового искусства.



назад к списку новостей