Храм Преображения Господня на Песках - Ежегодное празднование Дня трезвости
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ежегодное празднование Дня трезвости

11 Сентябрь 2016

На заседании 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день совершать особое Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании.

         В нынешнем году во всех храмах Русской  Православной  Церкви в день памяти Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна возносились сугубые молитвы о страждущих винопитием и наркоманией. В этот день Святейший Патриарх Кирилл обратился к своей пастве с обращением  по случаю Дня трезвости:

                                    

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

         Ныне, когда воспоминается трагическая кончина праведника, названного Самим Христом большим из всех рожденных женами (Мф. 11:11), святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь определила отмечать День трезвости.

         Выбор нынешней даты неслучаен. Как известно из евангельского повествования, «муж праведный и святой» (Мк. 6:20) был жестоко и безрассудно убит Иродом, человеком, который берег его и многое делал, слушаясь его (Мк. 6:20). Но будучи одержим хмельным весельем и впечатленный плясками женщины, царь не захотел отказывать ей в коварной просьбе и обезглавил угодника Божия. Трагическая кончина Крестителя Господня стала последствием решения, принятого под воздействием вина.

         Этот отрицательный пример показывает, что пристрастие к спиртным напиткам или иным средствам, одурманивающим человеческое сознание, заглушает голос разума, затуманивает нравственный взор. Зачастую этот порок толкает людей на необдуманные и даже преступные действия, что с очевидностью показывает его разрушительный характер, проявляющийся не только в физиологической, социальной, но и в духовной сфере.

         Русская Православная Церковь призывает каждого осмыслить воспоминаемое сегодня событие, осознать причину греховного падения царя Ирода и по мере сил побеждать пагубную страсть: отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, предостерегать от пристрастия к нему ближних и дальних, воспитывать юные поколения в духе верности евангельским идеалам воздержания. Отрадно, что при многих храмах действуют службы помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, — это свидетельствует о неравнодушии и милосердии членов приходских общин. Дай Бог, чтобы подобные инициативы развивались, содействуя исцелению страждущих от греховных недугов и преображая наше общество.

         Молитвенным заступничеством честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет всем нам Премудрый Господь Свою обильную помощь, дабы мы всегда пребывали в воздержании и трезвости духовной и телесной.

Призываю на всех благословение Божие.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

         На том же заседании Священного Синода была утверждена и Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В данной концепции помимо практических  рекомендаций к деятельности по утверждению трезвости, изложено отношение Церкви к трезвости и пьянству:

         «Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11).

В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2).

Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкогольных напитков не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе». В Заключении Концепции говориться, что «Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых. Особое место в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма занимает полное воздержание от употребления алкогольных напитков».



назад к списку новостей